Звуков шелковых жду, - тех, внимая которым
Распишу румский шелк я тончайшим узором.
Низами. Искендер-наме (XIII в.)
Высшего расцвета батик достиг на острове Ява. После колонизации
острова технология батика была завезена в Европу голландцами.
Искусство росписи ткани
С развитием текстильной
промышленности не исчезла потребность нарядиться в платье с узором по
собственному вкусу или создать для себя и своих друзей уникальные
расписные изделия - своеобразие таких вещей ценится в любые времена. И
тогда выручит техника батика. Сюжеты для росписи могут быть самые
разные: абстрактные декоративные композиции, пейзажи, натюрморты и даже
портреты ваших друзей.
Современный батик вобрал в себя особенности и художественные приемы
многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража,
мозаики.
Авторский батик, в отличии от набивной ткани, всегда неповторим.
Батик открывает безграничные возможности для экспериментов и поисков. В
последние десятилетия художники разных стран обратили особое внимание
на традиционные способы крашения тканей. Они развили древние приемы, и
текстильное ремесло вышло на новый виток своей истории, увлекая все
большее число художников - и профессионалов, и любителей, и даже тех,
кто до сих пор не подозревал в себе художественных способностей.
Все очень просто: чтобы расписывать шелк, не обязательно уметь
рисовать. Шелк и краска сделают свое дело сами по себе. То есть игра
шелка, воды и красок всегда рождает поразительные композиции.
ТЕХНИКИ БАТИКА
Горячий батик - традиционная техника
В основе техники горячего батика лежит принцип резервирования ткани веществом, не пропускающим краску: это воск и его смеси.
Техника горячего батика - древнейший способ украшения тканей с помощью
разогретого воска, парафина, смолы или других подобных веществ. Техника
резервирования была известна во многих странах, начиная еще с Шумера.
Сохранились египетские коптские ткани III-VIII веков.
Первое место в искусстве горячего батика принадлежит Индонезии. Батик
производят главным образом на острове Ява. Это традиционные ткани,
которые используются как повседневная и праздничная одежда большинством
населения Индонезии - причем и мужчинами и женщинами.
Ткань, которая драпируется на теле, называется каин-батик; полотно,
сшитое с одного бока так, что получается прямая юбка, - это саронг.
Процесс рисования с помощью воска также называют батиком.
Техника гута или холодный батик
Выполняется с
применением контурного состава, позволяющего четко разграничить цветные
участки. Техника гута была разработана в начале нашего столетия
русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Этот интересный
художественный прием гарантирует успех даже начинающим.
Появление в Европе восточных тканей в технике батик привело в начале XX
века к увлечению ручной росписью тканей. Но воспроизвести классический
процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно. Поэтому
появился иной, более доступный способ работы: холодный резерв и
соответственно другие приемы крашения.
Кстати, немалую роль в увлечении европейцев восточным искусством сыграл
русский художник Лев Бакст (1866-1924). Начиная с 1910-х годов он
работал над новым дизайном одежды и росписи тканей. Бакст ввел
восточные мотивы в одежду, упразднил корсет и создал свободный силуэт
костюма.
В России с 1936 года метод холодного батика стали применять в артелях.
Изготовляли косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья. Изделия для
интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее -
декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое
распространение во многих странах в 70-80-е годы.
Акварельная техника выполнения батика
Эта техника основана на плавных переходах одних красок в другие, образующих изумительные цветовые сочетания.
Узелковый батик
Неожиданны эффекты и все время
разные, возникают при работе в этой технике. Они немного напоминают
изумительные узоры узлистого батика, родиной которого является остров
Ява. Расписанные в узелковой технике шарфы, галстуки, топы и блузки
выглядят великолепно.
Наверное, это был самый первый способ украшения ткани с помощью
резервирования. Известно, что в Китае узловая техника существовала еще
до VII века. Позднее ее следы обнаруживают в Индии. Под названием
бандхей, что означает "обвяжи-окрась", она широко распространена здесь
до сих пор.
Увлечение в Европе узелковой техникой батика в XX веке, оОсобенно в 80-х годах, стало новым этапом в ее развитии.
Главное отличие узелкового батика - его утилитарный характер. В
основном узелковый батик применяют для украшения тканей,
предназначенных для одежды и предметов домашнего обихода
Создание уникального узора легко осуществимо в домашних условиях, так
как рисунок образуется очень просто: ткань завязывают, обматывают,
складывают и прошивают, а затем красят. Наиболее удобна для узелкового
крашения хлопчатобумажная ткань. От толщины и структуры ткани зависит
будущий рисунок. Синтетические ткани для узелковой техники не годятся.
Солевая техника выполнения батика
Причудливые
узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования
соли при росписи картин, платков, одежды и других текстильных изделий
домашнего обихода в этой технике, буквально завораживают. Причина этому
- гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Если вы
покрасите шелк и, не давая ему высохнуть, нанесете на него немного
соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает
и содержащиеся в ней пигменты - в результате краска становится светлее,
цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время
разные в зависимости от влажности, состава краски и особенностей самой
соли. Результат зависит, в частности, от зернистости соли, т.е. от
величины ее кристаллов.
Трафаретная роспись
Очень изящно выглядят мотивы,
выполненные в этой технике. Применение ее очень многообразно: от милых
нестандартных, вставленных затем в паспарту поздравительных открыток до
"набивных" шелковых тканей. Понадобится хороший трафарет, который можно
купить в готовом виде или сделать самим с помощью макетного ножа из
полиэтиленовой пленки или из картона.
Ткани для батика
Первые эксперименты по росписи
лучше делать на недорогих хлопчатобумажных тканях - полотно, бязь или
ситец используются особенно для горячего и узелкового батика. Годятся и
более плотные ткани - репс, поплин.
Такие ткани - мадаполам, маркизет, батист, шифон - очень хороши для изысканной росписи.
Чем тоньше ткань и реже переплетение нитей, тем легче в нее входят и резервирующий состав и краситель.
Выбор шелковых тканей велик, и ведут они себя при росписи различно.
Чаше всего для батика используют креп-жоржет, креп-шифон, крепдешин и
туаль, так как они имеют гладкое полотняное переплетение.
Полотняное переплетение - самое простое и древнее переплетение, где
основа и уток пересекаются в шахматном порядке. Основа - это нити,
идущие вдоль ткани, а уточные нити пересекают их поперек.
Креп-жоржет и креп-шифон - очень легкие, тонкие, прозрачные ткани с шероховатой поверхностью.
Шифон при натяжении на раму тянется по утку. Краска на нем растекается хорошо и ровно.
Креп-жоржет натягивать на раму сложнее, так как он тянется и по основе, и по утку. Краситель воспринимает хуже.
Более плотный крепдешин с мелкозернистой поверхностью немного растягивается по основе и утку. Краска ложится легко и ровно.
Фактура туали плотная и упругая. При натяжении на раму туаль почти не растягивается. Краска растекается хорошо.
Искусственный шелк на раме тоже почти не растягивается, а краски растекаются хорошо, особенно по мокрой ткани.
Мягкие и эластичные шерстяные ткани также пригодны для работы. Роспись на них выглядит необычно и эффектно.
Для батика лучше всего подходят ткани из натуральных волокон, а вот с
синтетическими возникают проблемы - для них трудно подобрать
соответствующий краситель.
Источник: http://www.uniart.com.ua |